Вы получили приглашение на собеседование, и пришло время к нему подготовится. Одевать ли строгий костюм? Быть ли самим собой? Не признаваться в своих недостатках? Советов на тему собседования великое множество, но каким из них верить? HBR собрали наиболее частые советы для собеседований и обсудили их с двумя экспертами, чтобы понять, насколько прописные истины соответствуют практике.
1. Всегда приходите на собеседование в деловом костюме.
Стиль одежды и степень ее формальности будет зависеть от того, в какую компанию вы отправляетесь на собеседование. "Приодеться, конечно, стоит, но только слегка." Если вы придете в стартап в строгом деловом костюме, вряд ли вы произведете нужное впечатление на рекрутера. Тот же эффект получится, если вы отправитесь в банк в свитере. Для того, чтобы узнать какой корпоративный стиль принят в компании, эксперты настоятельно советуют узнать всё, что возможно о корпоративной культуре предприятия (поговорите с сотрудниками компании, секретарем, посморите корпоративный сайт компании).
2. Будьте самим собой.
Этот совет эксперты считают абсолютно бесполезным: "Это хороший способ не получить работу”. Важно помнить следующее: «Собеседование не является естественной частью жизни, скорее это шоу», — говорит Лис.
Не стоит обманывать себя, думая, что можно быть просто самим собой. Ваша задача - создать положительное впечатление о себе в первые несколько секунд собеседования. Если вы будете просто сидеть и мило улыбаться, то вряд ли вы получите работу. Вам нужно произвести впечатление делового, раскованного и непринужденного человека, который принесет пользу этой конкретной компании. Ваша задача понять, что нужно работодателю, и выстроить свой рассказ о себе так, чтобы ваша кандидатура отвечала на его запрос: «Вам нужны яблоки — будут вам яблоки. Нужны апельсины — будут вам и апельсины».
3. Помните, что это не просто собеседование, где проверяют вас. Вы тоже испытываете их на прочность.
Даже, если важно убедиться, что компания вам подходит, первое собеседование отнюдь не место и не время испытывать реккрутера на прочность. Часто "распределение сил в переговорной выглядит так, что продаете вы, а покупают они. Когда вы в переговорной, вам следует проявлять заинтересованность и вести себя так, как будто речь идет о единственной работе, которую вы хотите».
4. Когда вас спрашивают о вашем самом серьезном недостатке, назовите такой, который на самом деле является достоинством.
И тут вы говорите что-то вроде «я неисправимый перфекционист» - фразу, которую рекрутер слышал уже сто раз. Это значит, что вы будете звучать фальшиво. Лучше рассказать о вашем негативном опыте в профессиональной жизни, над которым вы поработали и теперь у вас больше нет этой проблемы. Продемонстрируйте вашу человечность, умение расти и развиваться.
5. Не говорите о деньгах, пока у вас на руках нет официального предложения о работе.
Да, будьте осторожны: «Фирмы не любят нанимать людей, которые ставят деньги — или отпуск — во главу угла, — говорит Салливан. — Они хотят знать, какой от вас будет прок, а не каковы ваши пожелания». Однако, с другой стороны, чтобы сделать вам официальное предложение, кадровик должен убедиться, что он может себе позволить его сделать. Если он настаивает на вопросе о желаемой зарплате, вы можете ответить что-то вроде «В тех компаниях, где я уже собеседовался, речь шла о зарплате в районе...», а не «Я хотел бы получать столько-то ...». Обоснуйте ваши пожелания.
6. Никогда не признавайтесь в том, что вас когда-либо увольняли.
Если вас уволили или сократили, эксперты советуют по возможности избегать этих слов. Можете сказать: ‟Я не намеревался остаться в этой компании навсегда”. Или: ‟Я многому там научился, а затем ухватился за новую предоставившуюся возможность”. Но! Ни в коем случае не критикуйте своего бывшего работодателя. Ну, а уже если вас прямо спрашивают почему вас уволили, то постарайтесь показать, что прошлое осталось в прошлом, и дало вам шанс начать новую жизнь: ‟Мне повезло, потому что это дало мне шанс сделать...” и переведите разговор на сегодняшний день.
Кадровики прекрасно понимают, что собеседования - не самый эффективный способ проверить, подходит ли человек на должность. Но пока другого способа не придумали, соискателю стоит показать себя с максимально лучшей стороны, несмотря на всю искусственность и театральность процесса.
Что вы об этом думаете? Поделитесь с нами!